До недавнего времени начинающие предприниматели или уже опытные, но желающие развивать свой бизнес могли обратиться за кредитными средствами в стремительно распространяющиеся банковские организации, и иных механизмов поддержки среднего и малого бизнеса практически не было.
В любом случае обращение в банк – самая популярная мера в предпринимательских кругах. В таком аспекте у банка как кредитной организации реальных конкурентов, можно сказать, не было.
Отсюда – повышенные процентные ставки, зачастую малоприемлемые условия кредитования, диктуемые банком в плане стоимости кредита, и другие особенности и недостатки этой сферы относительно бизнеса.
Все это - результат монопольной деятельности банковских организаций на рынке предпринимательских кредитных продуктов.
Собственно говоря, эта же ситуация в совокупности с экономическими проблемами нашей страны привела и к тому, что банки не могут адекватно удовлетворить потребности своей целевой аудитории.
Лишь немногие банки могут позволить себе идти на существенные уступки, ориентируясь на потребности клиентов.
В таких условиях даже представители предпринимательской среды обратили свои взоры в сторону кредитов, предоставляемых различными кредитными кооперативами, союзами, обществами, то есть небанковскими организациями.
Что примечательно, речь идет о некоммерческих, неприбыльных организациях, деятельность которых скорее социально обусловлена и имеет свое основное предназначение в том, чтобы оказывать кредитную поддержку своим членам на кооперативных началах.
Кредитные средства собственно формируются из сбережений участников, которые по совместительству являются и владельцами кооператива. Понятно, что владельцы такой организации будут сами для себя создавать наиболее оптимальные условия кредитования, не повышая его стоимость, подобно акционерам банка, для которых это чрезвычайно выгодный шаг.
И если владельцы банковских организаций максимально ориентированы на получение прибыли, то кооперативные кредитные сообщества стремятся главным образом к взаимопомощи и взаимовыручке и в своевременности этой помощи заключается их главная выгода.
Поэтому для кредитных союзов характерна демократичность решений в отношении условий, сроков, видов кредитных продуктов.
Все участники имеют право голоса в принятии решений кооператива. Но насколько это реальная альтернатива банковскому кредитованию для организаций среднего и малого бизнеса?
Стоит оговориться, что подобные сообщества могут предоставлять стандартный набор услуг, характерный для любого банка: ипотека, кредитные карты, дебетовые счета, текущие счета (причем счета с повышенными процентными ставками).
Но не стоит ждать от кредитного кооператива использования последних технологий в сфере кредитования, которые сейчас так широко вводят все известные нам банки. Средства для подобных изысков в организациях некоммерческого характера не предусмотрены.